Фильм о священниках-педофилах шокировал польских католиков
Описание
Польские католики собирают деньги на публикацию в прессе открытого письма папе римскому, чтобы привлечь его внимание к ситуации, которую целый месяц обсуждает вся страна. 11 мая в YouTube появился документальный фильм "Только никому не говори", в котором рассказывается о сексуальных домогательствах к несовершеннолетним со стороны польских католических священников. Картину посмотрели 23 миллиона человек, это почти две трети населения Польши.
Лента "Игра в прятки" документалистов братьев Секельских - уже вторая в цикле фильмов о растлении малолетних прихожан польскими священниками. Первый "Только никому не говори" за полторы недели посмотрела половина жителей страны. Обе части, построенные на откровенных интервью, могли бы стать основанием для обвинительных приговоров. Спустя годы жертвы не только называют имена насильников, но и встречаются с ними лично.
Пострадавшая: "Вы целовали меня, меня - маленькую 7-летнюю девочку. И не только целовали, но и трогали там, где нельзя было. Это оставило сильный след в моей взрослой жизни".
На фильмы Секельских отреагировали польские власти. Они пообещали ужесточить наказание за педофилию. Однако со стороны церкви, по мнению прихожан, решительных действий не последовало. Верующие начали сбор средств на публикацию в итальянской прессе открытого письма папе римскому. Там такое обращение почему-то посчитали платным объявлением.
"Ваше святейшество, просим, взгляни на Церковь в Польше, где епископы покрывают педофилию, где лояльность в отношении организации важнее блага жертв, где апостольский нунций делает вид, что ничего не замечает. Отсутствие решительной реакции вызывает в обществе негодование".
В самой Польше появление фильмов и последующую реакцию называют неслучайными. В конце июня в стране пройдут президентские выборы. При этом прямые обвинения церкви могут ударить и по действующей власти. Инструментом предвыборной борьбы в Варшаве называют и другую премьеру - работу документалиста Сильвестра Лятковского. Он тоже снял материал про растление малолетних, но уже польскими знаменитостями.
Сильвестр Латковски, документалист: "Это фильм о бессилии, о том, как богатые и влиятельные люди обходят закон и об их чувстве безнаказанности".
Показанный на главном государственном канале фильм раскрывает страшную правду польского курорта Залив искусств, где якобы под предлогом встреч с селебрити в ночные клубы заманивали несовершеннолетних девочек. О том, что происходило, далее рассказывают сами жертвы за кадром, не называя имен.
Однако имена предполагаемых насильников после премьеры раскрыл сам автор расследования. В списке, например, оказался ведущий главного оппозиционного канала, что заставляет независимых политологов задуматься: случайно ли лента вышла именно сейчас?
Томаш Янковский, политолог: «Официально это было желание выявить случаи педофилии или толерантности к педофилии среди знаменитостей. Неофициально это был ответ и попытка разделить вину за педофильные действия католического духовенства со знаменитостями и людьми, связанными с оппозицией. Фильм Секельского был использован для нападок на правительство. Он предположил, что правительство способствует сокрытию педофилии. Фильм Латковского, наоборот, показывает, что оппозиция также допускает такие случаи».
В снятом в числе прочего и на том самом курорте фильме, по мнению польских общественников, нет главного — доказательств вины. Мол, расследование притянуто за уши, а показания скрытых от зрителя жертв могут быть вымышленными. К тому же после выхода ленты ее участники от своих слов якобы отказались. Однако, по мнению автора, это и есть главное свидетельство безнаказанности статусных преступников.
Сильвестр Лятковский: «Это опасные люди. Они преследуют своих жертв, меня, адвокатов. Они думают, что раз они принадлежат к высшей касте — людей бизнеса, СМИ, раз у них есть ресурсы, то они имею право на педофилию».
Случайно ли выбраны даты премьер, авторы нашумевших фильмов не говорят, не объясняют они и синхронность их выхода — ленты показали с разницей в неделю. При этом оба расследования вызвали в стране огромный резонанс. Опубликованной информацией пообещала заняться польская прокуратура.