Софья Витовтовна на свадьбе князя Василия Тёмного срывает с князя Василия Косого пояс Донского1433 г
Описание
Официальная страница художника Буянова Дмитрия: http://vk.com/club26997852 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ современная акриловая репродукция художника Буянова Дмитрия Юрьевича на картину Павла Петровича Чистякова"Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому".(1861).История сюжета:К началу 1860-х годов – времени Великих реформ Александра II – «умственная плотина», сдерживавшая десятилетия все новое и свежее в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве, была прорвана. Так случилось, что Чистяков со своей картиной оказался «первым из новых». При этом его прорыв не противоречил тем самым «ложноклассическим увлечениям», с которыми стали бороться передвижники. Недаром полотно Чистякова – в свою очередь, ученика типичного «классика» П. В. Басина – было удостоено в 1861 году большой золотой медали Императорской Академии художеств. Картина написана в строгих канонах классицизма, только ее персонажи одеты не в плащи и тоги, а в русские одежды, так же как герои более ранней картины Чистякова 1860 года «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». Как бы то ни было, картина Чистякова сыграла роль своеобразного мостика, перехода из старого в новое…Сюжетом полотна стала история из времен княжения Василия II Темного. Времена эти можно назвать глухими, жестокими. Несмотря на победу Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году, власть Орды вскоре была восстановлена, и татары увезли к себе в качестве заложника 11-летнего сына великого князя Дмитрия Василия. Через три года подростку удалось бежать из Орды через Литву, в которой тогда правил князь Витовт. Юноша понравился легендарному литовскому герою, и он выдал за княжича, ставшего впоследствии великим князем Московским Василием I, свою дочь Софью. Она родила Василию девять детей. Софья была женщиной волевой, умной. Годами ей удавалось, порой с трудом, удерживать Литву и Русь от усобицы и войны: она устраивала встречи мужа и отца, ездила с детьми к Витовту, постоянно налаживая отношения двух правителей. После смерти Василия I в 1425 году, согласно его завещанию, на престол вступил его сын Василий II. Ему тогда было 10 лет, и государством управляла Софья с боярами.И вот в 1433 году появился повод для давно назревавшей братоубийственной войны. Им стала ссора на свадебном пиру Василия II. В разгар пиршества Софья Витовтовна вдруг обвинила сына князя Юрия Галицкого, Василия Косого, в якобы незаконном присвоении им золотого пояса Дмитрия Донского. Она бросилась к племяннику и сорвала с него пояс, тем самым страшно оскорбив Василия и как воина, и как мужчину. Обиженные Галицкие уехали с пира домой и по дороге в отместку, со злобы разорили владение великого князя – город Ярославль. Началась гражданская война, тянувшаяся несколько десятилетий…В чем же суть рокового конфликта, ставшего сюжетом картины Чистякова? Важно помнить, что в те времена драгоценные пояса являлись символом власти, высокого положения родовитого человека. Их ценили и берегли наравне с короной и посохом. О драгоценных поясах как о величайшей ценности упоминали в княжеских завещаниях. И вот на свадебном пиру один из московских бояр, приближенный Софьи Витовтовны, якобы узнал на князе Василии Юрьевиче «пояс князя Дмитрия Донского». Точнее, этот богатый пояс «на цепях с каменьями» в числе других поясов и драгоценностей когда-то предназначался Дмитрию Донскому в качестве приданого, когда князь в 1367 году женился на дочери князя Дмитрия Суздальского Евдокии. Софья, однако, считала, что московский тысяцкий Василий, принимавший от суздальцев приданое для Дмитрия Донского, подменил его: меньший, худой пояс отдал князю Дмитрию Донскому, а лучший тайком передал своему сыну Микуле. Микула же сохранял пояс до той поры, пока не женился его сын Иван, которому он и подарил драгоценность. Иваном же был боярин князь Иван Всеволожский, доставивший своим побегом в Галич столько огорчений семье Софьи. От Всеволожского пояс перешел к Василию Косому, женатому на внучке Всеволожского. Вот в этой обнове, обратившей на себя внимание Софьи, и явился князь Василий Юрьевич на свадьбу своего двоюродного брата Василия II.#РусскийМузей #культура #домалучше #живопись #Чистяков #искусство #художник #история #СанктПетербург