Авиа Катастрофа Boeing 747 в Баграме
Описание
Boeing 747-428BCF борт N949CA с 7 членами экипажа на борту выполнил рейс NCR510 из Шатору (Франция) в Лашкаргах. Далее этому же самолёту предстояло выполнить рейс NCR102 из Лашкаргаха в Дубай с промежуточной посадкой в Баграме.
В 11:45 AFT рейс 102 вылетел из Лашкаргаха и в 13:53 приземлился в Баграме, где принял новый груз — 5 бронемашин MRAP и около 8 тонн других грузов.
В 15:27, после погрузки и дозаправки, рейс NCR102 вылетел из Баграма, но, набрав высоту около 400 метров, свалился в штопор и рухнул на землю в 590 метрах от торца ВПП №03 и в 1492 метрах от авиабазы Баграм. Самолёт взорвался и полностью разрушился (относительно уцелела только хвостовая часть), все 7 членов экипажа на его борту погибли.
Катастрофа рейса NCR102 была запечатлена видеорегистратором проезжавшего неподалёку автомобиля. На записи видно, что самолёт взлетел с большим углом тангажа, затем лёг на правое крыло и начал резко терять высоту (в этот момент пилоты успели доложить диспетчеру о смещении груза). По предварительным расчётам, центровка самолёта могла измениться за считанные секунды с 28% САХ до 55% САХ из-за смещения всего лишь одной бронемашины MRAP (допустимая задняя центровка для Boeing 747-400 — 33% САХ).
Расследованием причин катастрофы рейса NCR102 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) при участии Министерства транспорта и коммерческой авиации Афганистана.
30 апреля NTSB заявил, что в расследовании будут участвовать представители Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и компании Boeing.
2 июня 2013 года NTSB подтвердил гипотезу сдвига груза, а изучение уцелевших после пожара обломков хвостовой части рейса 102 позволило обнаружить все признаки этой версии — в момент взлёта один MRAP сорвался с креплений и разрушил гермошпангоут, а также сбил бортовые самописцы (они прекратили запись через 3 секунды после взлёта), порвал гидравлическую систему и погнул винтовой домкрат обоих горизонтальных стабилизаторов, переведя их в крайнее положение.
Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован 14 июля 2015 года.